Алексей Корепанов: Найти Эдем

Литературоведы часто называют писателей-фантастов «звездными странниками», потому что их воображение способно изменить границы окружающей нас реальности и перенести читателей в мир будущего. С одним из таких «трансформаторов действительности» – Алексеем Корепановым – удалось выйти на связь журналисту «Арт-Мозаики».

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ
По образованию Вы историк. Помогает ли Вам мироощущение ученого в создании произведений? Занимаетесь ли Вы научной работой?

Я не ученый-историк, просто закончил исторический факультет университета, и вся моя «научная работа» – это курсовые и дипломная. Я вообще не считаю историю наукой в прямом смысле слова: по-моему, это просто некий набор фактов и заблуждений, который могут перетасовывать, выпячивая или скрывая то одно, то другое, в зависимости от интересов или воззрений тех, кто стоит у власти. Но исторический факультет я выбрал вполне осознанно, так что мне в работе помогает не мироощущение ученого, а мироощущение человека, изучавшего историю. Хотя в моих произведениях истории не так уж много.

Приходилось ли Вам делать нелегкий выбор между наукой и литературой? Что вдохновило Вас заняться писательской деятельностью?

Такой выбор мне делать не приходилось. А писать (в смысле сочинять) начал потому, что мне это было интересно.


ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…

Ваш роман «Найти Эдем» – о людях, в давние времена изгнанных с Земли и пытающихся найти дорогу на родную планету. Это утопия, далекое будущее или предупреждение «неразумному человечеству», бездумно уничтожающему природную среду?

У меня не было цели взять да и написать этакое «экологическое произведение». Была идея – и я выбрал для ее реализации ту форму, которая показалась мне наиболее приемлемой. Этот роман родился из старого школьного обрывка (буквально несколько предложений) о некоем Коэне – потомке землян, попавшем на давно забытую планету Земля, и давнего, в 1976 году написанного, рассказа «…И не было Земли», где герой тоже попадает на всеми забытую, заброшенную, никому неведомую Землю. Думаю, я все-таки, в первую очередь, имел в виду именно предупреждение. Экологическими проблемами я заинтересовался еще в те времена, когда слово «экология» обозначало только науку «об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой», а об экологических проблемах говорили очень мало и только применительно к нехорошему капиталистическому миру, уничтожающему природу…

В повести «Без маски» Вы рассказываете читателям о тех, кто родился после страшной вспышки звезды Полынь в украинских лесах. Не является ли это произведение извещением, предостережением?

«Единственный урок истории состоит в том, что люди не извлекают из нее никаких уроков» – я, скорее, согласен с этим утверждением, чем не согласен. Никаких предупреждений я и в мыслях не держал, просто звезда Полынь не оставила меня равнодушным. Я писал о возможных последствиях не затем, чтобы предостеречь или посмаковать – всего лишь представил один из вариантов будущего. И вряд ли человечество заметило бы мое «предостережение».

Многие современные мистики считают писателей-фантастов пророками. А каково Ваше мнение на этот счет?

Доводилось читать высказывания разных писателей-фантастов, и не припомню, чтобы хоть кто-то считал себя пророком. Пророки не пишут фантастику, а занимаются совсем другим… Даже знаменитую «систему Каспаро-Карпова» пророчеством ни в коей мере считать нельзя, да и сам Борис Натанович так не считает. Писатель-фантаст (я имею в виду именно писателя, а не производителя однообразных боевиков, развлекательной фэнтези с обязательными эльфами и орками и опусов о всяких «попаданцах») изучает мир, существующие в нем тенденции и экстраполирует их: что будет, если… Пророк только посредник между высшими силами и человечеством, он показывает картину будущего, созданную не им. Писатель же сам эти картины создает, но они вовсе не обязательно должны воплотиться в жизнь.


КАМО ГРЯДЕШИ?

В Ваших произведениях часто присутствует философский подтекст. Как Вам удается вплетать в фантастику «высокие» размышления?

Мне было мало просто сочинить текст о таких-то и таких-то событиях, где персонажи совершают такие-то и такие-то действия. Хотелось поделиться своими мыслями, как-то выйти из плоскости сюжета, подняться над ним… Писатели-фантасты всегда были не просто писателями, а мыслителями. Сейчас такое изложение «не в моде», а основным подходом многих читателей к фантастическим произведениям можно считать чье-то высказывание, которое я обнаружил в Сети: «Книга хорошая. Развлекает, но не грузит».

Раскройте секреты своей творческой лаборатории: как появляются сюжеты, рождаются герои?

Трудно сказать, как приходит идея. Что-то прочитал, что-то услышал, возникли какие-то ассоциации, иногда и специально терзаешь мозги. Какого-то одного-единственного ключа тут нет. Ну, например, однажды в собственной квартире я проходил мимо телевизора. Там артистка Светлана Светличная рассказывала, что после смерти ее мужа, артиста Владимира Ивашова, позвонил кто-то из знакомых и попросил позвать его к телефону, а она ответила: «Его нет. Он умер...» И эти слова почему-то повисли на каком-то крючке в моей голове, а через некоторое время всплыли в памяти. И возникло некое умственное построение, которое привело к созданию дилогии «Зверь из бездны». Герои Ваших произведений покоряют иные миры, попадают в самые невероятные ситуации. Кто они – искатели приключений или люди будущего? Вряд ли они люди будущего. Это наши современники, изображенные такими, какими я их себе представляю, и в меру своих возможностей. Впрочем, учитывая, что мы в плане нравственности не очень отличаемся от тех, кто жил столетия назад, люди грядущего тоже будут похожи на нас. Другой вопрос, состоится ли это грядущее…

Лариса Кириченко

(«Арт-Мозаика», № 23, Харьков, 2013 год)