УЛОВИТЬ ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВРЕМЕНИ.

 Попытка коллективной рецензии.

 

В прошлом году в харьковском издательстве "Фолио" в серии "Новая русская фантастика" пятым по очереди вышел том фантастических повестей и романов кировоградца Алексея Корепанова "Найти Эдем". В начале этого года появление книги стало поводом для презентации ее в Кировоградском городском литературно-мемориальном музее И. К. Карпенко-Карого. Выступления на презентации писателей, журналистов, краеведов и составили основу коллективной рецензии недавно вышедшей книги.

 

ФЕДОР ШЕПЕЛЬ, историк.

 

О лучшем рождественском подарке не нужно было и думать! Когда из писательской организации Кировоградщины мне предложили на праздник книгу в цветной обложке, я даже не подозревал, какое по-настоящему глубокое и неподдельное впечатление она на меня окажет. С творчеством фантаста Алексея Корепанова и раньше я был знаком, но довольно однобоко: преимущественно по рассказам, публиковавшимся в периодике. Но вот прочитанные два разноплановых романа и две повести открыли мне многогранность литературной одаренности земляка. Сам собой выкристаллизовался вывод: книга удалась, писатель состоялся.

 

Если бы наши кинематографисты или мультипликаторы взялись за экранизацию "Вина Асканты" или "Найти Эдем", то это было бы не менее ярко, экзотично, красочно и увлекательно, чем известные фантастические сериалы Запада и Японии. Потому что читать нашего земляка не меньшее наслаждение, чем путешествовать по причудливым мирам американца Роджера Желязны.

 

Читаешь Корепанова - и в который раз убеждаешься, насколько фантастично время, в котором мы живем. Когда даже безобразия инопланетян у некоторых вызывают реплики типа: "Вот вам ваша самостийность!"

 

Очень привлекательным кажется сравнение писателя-творца с колдуном и мысль о том, что созданные им миры могут материализоваться ("любой придуманный мир в определенный момент становится реальностью"). Да и вправду, вначале было слово САМОСТИЙНІСТЬ, а уже позже оно - взлелеянное в сердцах и душах - стало реальной Украинской державой. Однако, к сожалению, - размышляет и предостерегает далее автор, - хотя наше сознание не только способно представить "нечто, не существующее нигде, ни в каких вселенных, но и СОТВОРИТЬ его, дать ему реальную жизнь", однако оно не способно управлять сотворенным миром в дальнейшем. "Мы их породили, но влиять на них не можем. Они реальны..." Разве не была судьба Буревестника революции Алеши Пешкова самым ярким подтверждением сказанного? А разве мало украинских писателей уже пять лет подряд никак не могут постичь порождение собственных дум, пассивно наблюдая за неуправляемыми ими процессами, протекающими вокруг...

 

Приятно находить в произведениях русскоязычного фантаста, уроженца российской глубинки, мысли, что много лет назад волновали Олеся Бердника. Вспомним его рассказ, где вмешательство инопланетной цивилизации помогло достичь "простого человеческого счастья": "пить и жрать". Как это перекликается с корепановской повести "На сияющих вершинах"! И удивительного здесь ничего нет. Поскольку значительные идеи всегда витают вокруг и улавливают их прежде всего самые чуткие души.

 

Хорошо, что в наше время, когда большинство вынуждено думать преимущественно о хлебе насущном, находится человек, который напоминает нам про вечный вопрос ("Зачем Создатель дает людям жизнь?") и заставляет задуматься над загадкой высокого человеческого предназначения. Хорошо, что Алексей Корепанов не такой, как все.

 

НАТАЛЬЯ НУЖНА, журналист.

 

Такие непостижимые миры Алексея Корепанова... Уже, казалось бы, поймал коня ретивого за загривок и он тебя домчит сюжетными тропками до финиша, который знаешь наперед. Так нет! Новый абзац - и снова поворот в неизвестное, манящее и звонкое. Вместе с героями ты мчишь навстречу судьбе. Но когда, кажется, уже в руках заветное вино Асканты - ты видишь, как говорили древние, "in vino veritas" - это совсем не о том. А где же тогда ту истину искать? В любовном забвении, и взлетах, и падении? Благородство ли правит миром? Или, может быть, зависть  ничтожного и злого - к красоте?

 

Да нет, мир героев - лишь отблеск бледный того огня, которым горит Автор. Вот и Ал уходит в небытие, а мир его души возрождается в нас. Разве не это хотел доказать Автор, разве не в том нас убедил, что истину и вымысел не сразу разделишь...

 

Возможно, потому и я, как рядовой читатель, не всегда суть уловлю. Эти герои - Ал, и Грон, и другие, кому дано нести ношу высоких истин и философских драм, - какие-то словно схематичные временами. И любят, и ненавидят они словно бы нехотя, без жара в душе. Ну, а коль так - и нам они как-то безразличны. Нет, лучше так: спокойны мы к ним, и это мне не очень по душе.

 

Но, вопреки всему, тот расчудесный мир все-таки забыть я не в силах.

 

ВАСИЛИЙ БОНДАРЬ, писатель.

 

Прекрасное полиграфическое оформление книги Алексея Корепанова вызывает у меня противоположные чувства. Первое – восхищение внешним блеском, добротным качеством, а второе – равнодушие, поскольку в последние годы на книжные  раскладки, которые заполонили переходы больших наших городов, хлынуло столько литературного хлама, низкопробной массовой литературы в золоченой оправе, что я мимо этих раскладок прохожу без эмоций.

 

Книга романов и повестей «Найти Эдем» заметно выделяется в этой безбрежной империи фантастических произведений, которые ранее в тоталитарном обществе издавались дозированно и с большой осторожностью, а теперь за эти несколько лет произошел буквально взрыв фантастики в издательском деле. Выделяется в первую очередь не стремлением пощекотать читателю нервы необыкновенными трагическими, жестокими коллизиями, экзотическими планетами и не менее экзотическими их жителями, эротическими сценами и откровениями и тому подобным. Все это в какой-то мере присутствует, но задачи каждым своим произведением писатель ставить гораздо более серьезные. Вот как это поясняет в повести «Без маски» сам фантаст: «Обязанность писателя, писателя-фантаста – уловить тревожные тенденции в нашем времени, экстраполировать в будущее и художественными средствами показать, во что они могут воплотиться. И даже когда опасения оказываются напрасными – кого-то все же заставит задуматься такое предупреждение, кого-то подтолкнет на создание механизма страховки».

 

С этой точки зрения показательной является повесть «На сияющих вершинах», повесть антикоммунистическая, антиутопическая. Сюжет ее очень прост: инопланетяне («кубоголовые») забирают жителей нескольких окраинных многоэтажек степного города на далекую планету и устраивают им райскую жизнь: днем они работают, выращивая на плантациях экзотические растения, а обо всем остальном – жилье, одежде, питании – они не волнуются: все эти условия им обеспечивают повелители, кубоголовые. Более того, их обеспечивают не просто самым необходимым, а удовлетворяют самые прихотливые требования быта, отдыха – как по мановению волшебной палочки. Таким образом, на практике реализован лозунг коммунистического будущего: от каждого по способностям, каждому – по потребностям. Однако не всех такой образ жизни устраивает. В первую очередь героя повести, от имени которого ведется рассказ, человека думающего, богатого духовно. Ему при всех этих удобствах не хватает чуть ли не единственного, но самого главного: свободы. Свободы выбирать работу, свободы планировать свою жизнь, свободы высказываться... И он очень рад, когда, использовав труд землян, кубоголовые собираются вернуть их назад в тот неуютный, малоустроенный, со всеми сегодняшними заботами, но родной земной мир. Но каким же было удивление героя повести, когда он увидел, что подавляющее большинство его соседей криком стали кричать: мы не хотим назад!..

 

Как в капле воды, в этой небольшой по объему повести отражаются реалии и настроения нашего нынешнего времени, невеселого будущего, о котором мы мечтали десяток лет тому назад. Тоталитарное общество, пусть и райское, делает человека безликим, бездуховным, роботом. От такого благополучия будущего предостерегает писатель Алексей Корепанов всех нас, россиян, украинцев, кто собирался устраивать жизнь «на сияющих вершинах».

 

В повести «Без маски» (очень рельефно тут угадываются герои из нынешнего дружеского окружения писателя – не отсюда ли и название?) автор предвидит угрожающее бегство детей от родителей, когда не совпадают их жизненные ориентиры, духовные ценности, когда не хватает взаимопонимания – бегство за пределы бытия. «Кого-то все-таки заставит задуматься такое предупреждение...». Писатель понимает свою миссию. Лишь бы книга попала в руки читателей.

 

Жаль только, что Алексей Корепанов не сможет поставить автограф на собственной книге – одиннадцатитысячный тираж харьковское издательство отдало для реализации в соседнюю северо-восточную страну. Так что не ищите «Эдем» на книжных раскладках украинских городов.

 

ОЛЕГ БОНДАРЬ, журналист.

 

Впервые увидев книгу Алексея Корепанова «Найти Эдем», я был приятно поражен полиграфическим оформлением  издания. Зараженный периферийным мышлением, не мог даже представить, что кто-то из кировоградских авторов может издать что-то подобное и украсить том авторского издания собственным именем. Корепанову удалось развеять миф и сотворить маленькое чудо.

 

Перелистывая книги современных авторов, как отечественных, так и зарубежных, я нередко убеждался, что даже под самой лучшей, высшего качества обложкой, сплошь и рядом прячется пустое и никчемное чтиво, в котором не видно ни мысли, ни сюжета, ни интриги. Не буду лукавить, подобное впечатление создалось, когда начал читать первый роман «Вино Асканты». Я наслаждался языком автора, сочным, полнокровным, но... Ничего нового... Обычная сказочка в не лучших традициях западного «фэнтези». Такого добра навалом на книжных полках магазинов, не говоря уже о массовых тиражах голливудских фильмов, где меняются лишь имена героев, а примитивный сюжет остается одним и тем же.

 

Такие мысли доминировали, пока читал первую часть романа. А дальше... Дальше я был поражен и удивлен... Автор сделал то, чего менее всего можно было ожидать. Он нарушил все существующие каноны жанра и ввел себя на страницы собственного романа...

 

Думаю, не стоит пересказывать сюжет. Но был момент, когда я понял, что названное произведение не является неким копированием, что в нем заложен глубокий философский подтекст, который отражает видение автором мира, его трудностей и проблем...

 

Не имею намерения оценивать, насколько это удалось. Скажу лишь, что нынешнего читателя трудно чем-либо удивить. Он уже всего начитался и насмотрелся... Алексею Корепанову удалось меня удивить и заинтриговать, а в моем понимании это наивысший показатель профессионального мастерства.

 

(Журнал «Вежа», №8-9, Кировоград, 1997).

 

(В оригинале - на украинском языке)

 

Назад.

Hosted by uCoz