Алексей Корепанов. Зверь из бездны: Второй раунд: Фантастический роман. —  М., АСТ, 2004. —  398 с. — (Звездный лабиринт. Библиотека фантастика «Сталкера»). 5 тыс. экз.

 

Писатель-фантаст Алексей Корепанов родился в городе Калинине (ныне Тверь), однако вот уже почти четверть века живет на Украине, в городе Кировограде.  Он известен любителям фантастики в двух ипостасях: не только как писатель-фантаст, автор нескольких книг, а также повестей и рассказов, опубликованных в журналах и сборниках, выходивших в России и на Украине, но  и как редактор Всеукраинского научно-популярного и литературно-художественного журнала «Порог», который выходит с 1992 года в украинском городе Кировограде  на русском языке. На страницах «Порога» в основном публикуются фантастические рассказы российских авторов, в первую очередь тех, кто еще только ищет путь в литературу.

Роман «Зверь из бездны: Второй раунд» — это продолжение романа «Зверь из бездны», который вышел два года назад в том же московском издательстве «АСТ».

Но если первый роман представлял собой фантастический детектив, то второй трудно отнести в детективному жанру, несмотря на то, что герой обеих книг — комиссар  Лео Грег,  офицер Унипола, полиции Универсума, т.е. Ассоциации миров, в которую входят планеты, заселенные людьми.

Расследуя серию загадочных убийств, совершенных практически одновременно на разных планетах Ассоциации миров,  Лео Грег  выходит на след предполагаемого маньяка, который уничтожает свои жертвы при помощи  материализованных галлюцинаций.  И когда читателю кажется,  что дело движется к классическому хеппи-энду, и вот-вот доблестный полицейский наденет наручники на злодея-преступника, выясняется , что сделать это не так-то просто: преступник находится не только за пределами нашей реальности, но и вообще не является человеком. Таинственный убийца — сам дьявол. Люцифер. Тот, кого Библия именует Врагом рода человеческого. Именно он при помощи преданных ему людей совершает эти жуткие преступления,  имея перед собой цель подчинить себе все человечество. Комиссар Унипола понимает, что не в его силах противостоять столь мощному и изощренному противнику…

На этой не слишком веселой ноте и заканчивается «Зверь из бездны». Можно было предположить, что в новом романе Лео Грег продолжит борьбу с силами зла, в которой одержит неминуемую победу,  то есть писатель пойдет по дорожке, проторенной десятками авторов романов фантастического жанра,  однако Корепанов предпочел несколько иной путь. Менее  банальный, и в тоже время отнюдь не бесспорный.

Роман «Зверь из бездны: Второй раунд»  можно назвать философско-фантастическим, в нем писатель, в меру своих сил, пытается под другим,  немного нетрадиционным углом взглянуть на историю человечества, которая за тысячи лет обросла многочисленными мифами. Причем писатель и сам создает новые мифы.

В финале «Зверя из бездны»  погибает Славия, любимая женщина Лео Грега. Не в силах смириться с потерей, Грег, подобно легендарному античному певцу Орфею, спустившемуся в Аид, чтобы вернуть Эвридику,  пытается сделать то же самое. И  оказывается в  Преддверии — мире, который лежит за пределами нашей реальности и является как бы порогом небытия. Странствиям по Преддверию в поисках Славии и посвящены почти 400 страниц романа. 

Преддверие показано как мир, в котором правят законы абсурда, диалоги персонажей лишены логической связи, вызывая в памяти пьесу С. Беккета  «В ожидании Годо». То есть читатель имеет дело с чисто умозрительными построениями. И это несмотря на то, что  роман написан хорошим литературным языком, хотя  порой и кажется перегруженным длиннотами и лишними описаниями.

Финал книги трудно назвать оптимистичным. Лео Грег находит Славию на границе Бытия с небытием и возвращает ее к жизни,  однако Дьявол, который, по мысли писателя, является искусственным порождением древней дочеловеческой цивилизации,  в отместку наносит по человечеству страшный удар, от которого то, видимо, не скоро сможет оправится. Перестают работать нуль-порты,  которые связывали планеты,  и люди оказываются запертыми в своих мирах.

Поэтому,  когда закрыта последняя страница книги, возникает вопрос: стоило ли бороться за личное счастье, если результатом этой борьбы стало несчастье миллионов?

И стоит ли вообще человеку бороться за что бы то ни было, если над существуют Силы, которые гораздо могущественнее нас? Силы,  которые играют судьбами людей по своему усмотрению?

На этот вопрос писатель не дает ответа…

 Алекс Бор, 2004.

(Опубликовано в газете "Литературная Россия", (г. Москва), № 48, 2004 г.
и газете "Новая интересная газета" (блок Z "Просто фантастика", (г.Киев), № 9, сентябрь, 2005 г (под названием "Арест Люцифера не состоялся")

 Назад.

Hosted by uCoz