В последние несколько лет выходит все меньше и меньше научно-фантастических произведений. Интерес широкой общественности привлекли иные жанры — солидный и многозначительный магический реализм, пыхтящий от натуги стимпанк, эклектическая техномагия, мертворожденный киберпанк и многоплановое фэнтези.
Казалось бы, судьба НФ предрешена, и скоро жанру предстоит отправиться туда, куда, к сожалению, уже ушли от нас Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов и Станислав Лем. Однако новый роман “Тени Марса” писателя и редактора Алексея Корепанова доказывает, что дела обстоят не так уж плохо.
НАСА организовывает первую марсианскую экспедицию. Космический корабль “Арго” совершает посадку на красной планете на берегу древнего моря, в пустынной области Сидония. Цели у астронавтов не только исследовательские, но и вполне коммерческие: поскольку поверхность равнины на несколько квадратных километров покрыта золотом.
Взяв такой зачин, Корепанов мог бы создать неплохой боевик с какими угодно детективными перипетиями. Но он поступил иначе. Парадоксальные “Тени Марса” имеют мало общего не только с классическим подростковым сериалом о марсианах Эдгара Райса Берроуза, но и с гениальными “Марсианскими хрониками” Рея Брэдбери.
“Тени Марса” — роман об иллюзиях и грезах, его можно даже сравнить с “Чапаевым и Пустотой” Виктора Пелевина. Разница лишь в подходе. Для Пелевина наибольший интерес представляет сама идея; Корепанов же уделяет первоочередное внимание живым людям, оказавшимся в очень сложной ситуации.
Но, несмотря на многочисленные достоинства, у книги все-таки есть один существенный недостаток — финал открыт, роман обрывается на полуслове. Что произойдет дальше с экипажем “Арго”? Сумеют ли они выжить? Обо всем этом читатель узнает из второй части “Берега Красного Гора”, ждать которую осталось недолго.
Итог: весьма необычное произведение о пустоте, обрамленное в антураж классической НФ.
ПОХОЖИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Виктор Пелевин “Чапаев и пустота”
Роберт Хайнлайн “Чужак в чужой стране”
Это интересно:
Пустынная марсианская область Сидония, сфотографированная в 1976 году станцией “Викинг-1”, получила известность благодаря странным объектам, похожим на искусственные циклопические сооружения. Наиболее таинственное и удивительное из них — “Лицо”, прозванное также Марсианским Сфинксом.
ОЦЕНКИ
Сюжет — 6
Мир — 7
Персонажи — 6
Стиль — 7
Качество издания — 6
Оценка “МФ” — 6
Сергей
Неграш.
(Журнал "Мир фантастики, № 10, 2006)